«Вежливость –это сила, слабость или
необходимость»
Цели:
1.Способствовать
пониманию учащимися такого понятия как «вежливость».
2.
Развивать стремление поступать во всех жизненных ситуациях честно и
справедливо, не ущемляя интересы других людей.
3.
Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
4.
Способствовать развитию навыков общения.
Ход
урока
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня
пообщаемся на очень интересную
тему «Вежливость
– это сила, слабость или необходимость»? , которая является актуальной практически для каждого человека, живущего в
современном мире.
(Слайд1)
Вот как высказывались о вежливости зарубежные
писатели и поэты. (Слайд 2)
Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость.
М. Сервантес Сааведра.
Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Э.Роттердамский.
2.Обозначение проблемы
Так
что такое вежливость, попробуем разобраться? Работа в парах. Высказывания детей. Про вежливого человека
говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный,
услужливый, участливый, учтивый, светский, тонкий, благовоспитанный,
воспитанный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный
(синонимы слова). Да, вежливость - это качество человека, который уважительно относится
к людям. Я думаю, что она включает в себя внимательность, желание оказать
помощь каждому, кто в ней нуждается). (Слайд3)
Вежливость
– учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Толковый словарь
Ушакова. Вежливый человек, соблюдающий правила приличия,
воспитанный, учтивый. А все ли бывают вежливы? Приходилось ли сталкиваться в
жизни с невежами? Да, тема вежливости всегда остро стояла во все времена. До
16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа –
человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и
«вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество - качество ценное и
обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
3. Обсуждение ситуаций и комментарии
А в чем преимущества вежливости?
·
Вежливость даёт
возможность достойно выйти из любой ситуации.
·
Вежливость даёт
умение «держать себя в руках».
·
Вежливость придаёт
силы для проявления только лучших человеческих качеств.
·
Вежливость даёт
радость от общения с людьми.
·
Вежливость
обеспечивает ясность в словах, мыслях и
поведении.
·
Вежливость
освобождает от хамства и грубости.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы
другим было с тобой приятно.
В чем же сила
вежливости? Поиграем в
детскую игру вежливых слов: (слайд 5)
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого
... (спасибо).
*
2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).
* 3.Если
больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).
* 4.Мальчик
вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
* 5.Когда нас
бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
* 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ...
(до свидания)
Слайд 6
Однажды люди придумали 11
января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо».
В древние времена
наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол
«благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!»., затем слово
заменили на спасибо.
Так было во времена, когда
на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово
«благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого
русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке
из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного
больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание
спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии
выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с
детства слово «спасибо».А всегда ли можно выразить благодарность, только
словами? Попробуем поблагодарить друга без слов...
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой
и жестом, что называется - «признательность без слов.
«Здравствуйте» - слово
очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося
слово «здравствуйте», желали другим быть могучими и крепкими, как дерево
дуб. И теперь, когда мы произносим это слово,
желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
«Пожалуйста»
Буквально это значит «подари, если
любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто
так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у
другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это, если
захочет.
«До свидания»
Прощание означает: «Я провел с тобой
какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня.
Так что я надеюсь свидеться с тобой снова!»
Вторя часть темы – слабость? А в чем
же слабость? (отказать из-за вежливости, отстоять свою
точку зрения…т.п.)
А является ли
вежливость необходимостью. Дискуссия в парах…
·
Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо»,
«пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
·
Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей,
не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
·
Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения
государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления
вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при
пересечении границ.
·
Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами,
кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.
4. Совместный поиск путей решения проблемы
Работа
над ситуациями (Слайд7)
У
каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить
на
вопросы: 1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение? 2. Кого осуждаете?
Почему?
3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация
1.
После
работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа
отправился
на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал
смотреть
любимую передачу «В мире животных».
ПРАВИЛО 1
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация
2.
Марине
на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день
она
с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока
они
новые» - говорила она подругам.
ПРАВИЛО 2
Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация
3.
Коля,
вбежав в класс, закричал:
- Привет, Серый!
- Я сейчас, портфелем Светку толстую
стукнул. Вот смешно было, когда она упала в
лужу!
ПРАВИЛО 3
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку,
не обидит его
оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды
Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал
улицы.
Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и
снова
отвернулся к окну.
ПРАВИЛО 4
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У
Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют
вместе
домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
ПРАВИЛО 5
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет
дружно.
- Посмотрим, ничего
мы не упустили (слайд 8,9,10)
1. В вежливости
проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Как воспитать в себе
вежливость? Слайд 11
-
Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть.
Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные
дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю
жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка
старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит,
этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.
·
Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам
поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и
стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
·
Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но
каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим
уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе
вежливости.
·
Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не
перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.
·
Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости,
чем вдумчивое общение с вежливым человеком.
Вывод: Быть вежливым - значит уметь себя вести и
иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали,
что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо
лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление.
Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со
всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствует общению с людьми . Поэтому не забывайте о своих манерах и будьте приятными в общении!
Вежливость способствует общению с людьми . Поэтому не забывайте о своих манерах и будьте приятными в общении!
-
Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Чему мы научились
сегодня.
5. Рефлексия
Закончите предложение.
• Я считаю,
что мы не напрасно провели эти минуты вместе …
• Нам
был нужен этот разговор …
• Я
хочу себя похвалить …
• Я
хочу похвалить одноклассников …
• Я
хочу похвалить учителя …
• Я
думаю, что я вежлив, потому что …
• Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …
Комментариев нет:
Отправить комментарий