Урок внеклассного чтения в 10 классе

Урок внеклассного чтения в 10 классе по повести Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Н.С.ЛЕСКОВА(10класс)
Тема урока:
Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Цель урока:
- Анализ произведения Лескова ( проблемный)
- Обучение сопоставительному анализу на примере двух героинь- Островского и Лескова
- Введение и усвоение учащимися понятия «полемика»
Ход урока:
I.Оргмомент, настрой учащихся на работу.
II.Актуализация знаний
   ??? Знакомо ли вам слово полемика? Литературная полемика?
( Возможно, учащиеся вспомнят  статьи Добролюбова и Писарева, посвященные "Грозе" Островского.)
 Учитель:
   Н.С.Лесков был натурой страстной. И ни в чем, пожалуй, эта страстность так не проявлялась, как в литературных полемиках, которые он вел (точнее сказать - в которые он бросался) с первых своих шагов в литературе."Не зная России, не беритесь затевать вней революции", - говорил Лесков своим современникам Герцену и Чернышевскому."Не зная России, не беритесь судить о русском национальном характере", - говорил Лесков своим современникам Островскому, Помяловскому, Писемскому.
   Вызовом современным драматургам и романистам прозвучали слова о том, какая в России бывает любовь: "...Любовь не вашенская, не мозглявая, наша русская, каторжная, занозистая любва, про которую эти адски-мучительные песни поются, за которую душатся и режутся" ("Некуда").
   И вот в "Леди Макбет..." в прямой полемике с "Грозой" Островского показана эта любовь и главное - самобытный русский женский характер.

   II. Работа с текстом. Особенности названия.
 ???В чем странность названия произведения?
    Столкновение понятий, относится к разным стилистическим пластам. «Леди Макбет» вызывает ассоциации с шекспировской трагедией, а упоминание Мценского уезда соотносит трагедию с глухой российской провинцией.
1.   ???? Какова судьба главной героини? Как она напоминает судьбу шекспировской героини?
    Сжатый пересказ с элементами анализа.
2.   Уже предыстория« Выдали ее замуж не по любви.., а была она девушка бедная».. вызывает в памяти другую судьбу – судьбу Катерины Кабановой из  драмы Островского.
Обе они неодинаково реагируют на то, как сложилась их жизнь после замужества.

     Катерина Измайлова                                                                     Катерина Кабанова

Сонное оцепенение, доходящее                                                  тоска о былом, внутреннее
до одури. Лесков подчеркивает                                                     беспокойство;
это такой деталью:
« Катерина Ивановна начнет зе-
вать со скуки..»;
«..посидит, поглазеет..опять ей
зевнется…»;
«..зевала, зевала, ни о чем опре-
деленном не думала, да и стыдно
ей, наконец, зевать стало».

      любовь приходит как игра со                                                                  любовь приходит как мечта,
      скуки; во время первой встречи с                                                          как поэзия;
     приказчиком Сергеем они соревну-     «                                                 все мерещится шепот ка-
     ются силой.                                                                                                       кой-то, кто-то так ласково
                                                                                                                                говорит со мной, точно го-
                                                                                                                                 лубит меня, точно голубь
                                                                                                                                  воркует»
ØНайдите ключевое слово в I главе. (Скука)
ØСкука и послужила причиной страсти. Сцена из гл. 3 - чтение.


Игра на галерее у амбаров –
выход энергии, которая
оборачивается страстью; не
силой и дерзостью пленил
Сергей Катерину, а необыкно-
венными словами, которых
так жаждет женское сердце;
никто, никогда так не говорил
с Катериной.                                                                                                              Задолго до свидания с Борисом
                                                                                                                                       Катерина Кабанова страдает и
                                                                                                                                        страшится мечты; у нее есть пред-
                                                                                                                                        ставление о супружеской верности,
                                                                                                                                        именно поэтому она страдает

         Сцены первого свидания героинь окрашены народно-песенной   стилизацией,
image                                        НО
                                                                                                      В «Грозе» - это способ душевного
image                                                                                                                                                     самовыражения

а у Лескова – это своеобразное
клише, которым в совершенстве
владеет приказчик, соблазняя-
ющий хозяйскую жену;
Сергей пользуется песней,
как разменной монетой; сама
К.Л. резко пользуется песен-
ным словом, но , слыша при-
знания Сергея, готова за него
в огонь и в воду

           Одна и та же ситуация приводит героинь
           Островского и Лескова к прямопротивоположным
image           действиям
                                                                                                                        Катерине Кабановой не дает покоя
                                                                                                                         сознание греха, раскаяния, вины и
                                                                                                                          наказания; для Катерины преступить
                                                                                                                         нравственный закон – грех, она уже
image                                                                                                                 не может жить по совести

а Катерина Измайлова не ведает
греха, не испытывает преград для
страсти, поэтому устраняет все
препятствия. Так история любви ста-
новится историей уголовных
преступлений: она не собиралась
убивать свекра, но он стал первой
помехой ее любви; об этом Лесков
пишет как о деле будничном
« первое преступление преобра-
зило Катерину: она стала ходить
imageкозырем»

                        не испытывает вины,
                         не мучает совесть
-«Невмоготу» Катерине для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. И Лесков настойчиво подчеркивает звериное, демоническое начало в своей героине, словно перекликаясь со словами короля из трагедии Шекспира: «Я смею все, что смеет человек, и только зверь на большее способен».
-Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале (гл.5, гл.8, гл.15).

Гл.5. «И к утру умер он [Борис Тимофеевич], и как раз так, как умирали у него в амбарах крысы.
Гл.8 «...Зиновий Борисович…страшно рванулся…, как зверь, закусил зубами его [Сергея] горло.
Гл.15. «Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкую плотицу, и обе более уже не показались»

3.   Прочитайте эпиграф к повести? В чем его смысл?
                     «Первую песенку, зардевшись спеть». ( поговорка)
Человек, совершающий преступление, переступает через собственную совесть. Начинать страшно, а потом уже и страха нет совсем.
   Сергей становится тонким режиссером мценской трагедии:
-Убийство купцаЗиновия Измайлова совершено помимо воли Сергея, хотя и спровоцировано им;
- Второе убийствоотличается особой жестокостью, которую Катерина Львовна  демонстрирует и перед мужем , и перед любовником – убийство совершается хладнокровно; спокойно и педантично смывает кровь;
- Психологическое состояние  преступников после убийства выражено Лесковым красноречиво и лаконично: « Губы Сергея дрожали, и самого его била лихорадка. У Катерины Львовны только уста были холодные»

   Неожиданно в доме появляется наследник. И вот это появление  мальчика подчеркивает всю глубину падения Катерины Львовны и Сергея.

4.   В чем своеобразие развязки?

          Их две:
- Разоблачение, суд, наказание
- Развязка любви Катерины Львовны

5.   Как меняется поведение Катерины Измайловой после суда?
                           
     Ответы учащихся.
     Она впадает в состояние оцепенения. Лесков подчеркивает разрушительную силу безудержной страсти: она убивает даже материнскую любовь.

????Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине?

(гл.15,  «И вдруг из одного переломившегося вала показывается синяя голова Бориса Тимофеевича, из другой выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головой Федей. Катерина Львовна хочет припомнить молитву и шевелит гуммами, а губы ее шепчут: «как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали»)

ØОпределите различия в трагической развязке судеб  героинь Островского и Лескова.

 Катерина Львовна винит в
image случившемся Сергея и Сонетку
                                                                                                                                   Катерина Кабанова только      
                                                                                                                                        себя
Самоубийство Катерины
Львовны ничего не изменило
imageи ее не вытащили из воды
                                                  монолог Катерины Кабановой-
                                             порыв к свободе, покаяние;
                                                     это изменило жизнь в Калинове;
                                              Катерину вытащили из воды

Гибель Катерины в «Грозе» - «луч света в темном царстве»;
Катерина Измайлова – плоть от плоти « темное царство».

III.Обобщение по уроку     

   Вспоминая о своей работе над повестью, Лесков писал:  
   « Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе…Это были тяжелые минуты, которые мне не забыть никогда».
    Вернемся к началу урока. Ни Добролюбов, ни Писарев не представляли себе, что будет, когда самые низы «сорвутся с цепей» и развернутся во всю ширь своей проснувшейся натуры. Будет страшно. Придет не апофеоз свободы, а цепь зловещих злодеяний. И пророчество, и предупреждение. Так заглядывает Лесков в  ХХ век.

VI.  Домашнее задание



Комментариев нет:

Отправить комментарий