Урок внеклассного чтения в 10 классе по
повести Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"
УРОК
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Н.С.ЛЕСКОВА(10класс)
Тема
урока:
Н.С.Лесков «Леди Макбет
Мценского уезда»
Цель
урока:
- Анализ произведения Лескова (
проблемный)
- Обучение сопоставительному
анализу на примере двух героинь- Островского и Лескова
- Введение и усвоение учащимися
понятия «полемика»
Ход
урока:
I.Оргмомент,
настрой учащихся на работу.
II.Актуализация
знаний
??? Знакомо ли вам слово полемика? Литературная полемика?
(
Возможно, учащиеся вспомнят статьи Добролюбова и Писарева, посвященные
"Грозе" Островского.)
Учитель:
Н.С.Лесков был натурой страстной. И ни в чем, пожалуй, эта страстность так не
проявлялась, как в литературных полемиках, которые он вел (точнее сказать - в
которые он бросался) с первых своих шагов в литературе."Не зная России, не беритесь затевать вней революции", - говорил Лесков своим современникам
Герцену и Чернышевскому."Не
зная России, не беритесь судить о русском национальном характере", - говорил Лесков своим
современникам Островскому, Помяловскому, Писемскому.
Вызовом современным драматургам и романистам прозвучали слова о том, какая в
России бывает любовь:
"...Любовь не вашенская, не мозглявая, наша русская, каторжная, занозистая
любва, про которую эти адски-мучительные песни поются, за которую душатся и
режутся" ("Некуда").
И вот в "Леди
Макбет..." в прямой полемике с "Грозой" Островского показана эта
любовь и главное - самобытный русский женский характер.
II. Работа с текстом. Особенности
названия.
???В чем странность названия
произведения?
Столкновение
понятий, относится к разным стилистическим пластам. «Леди Макбет» вызывает
ассоциации с шекспировской трагедией, а упоминание Мценского уезда соотносит
трагедию с глухой российской провинцией.
1. ???? Какова судьба главной
героини? Как она напоминает судьбу шекспировской героини?
Сжатый
пересказ с элементами анализа.
2. Уже предыстория« Выдали ее замуж не по любви.., а
была она девушка бедная».. вызывает
в памяти другую судьбу – судьбу Катерины Кабановой из драмы Островского.
Обе они неодинаково реагируют
на то, как сложилась их жизнь после замужества.
Катерина Измайлова
Катерина Кабанова
Сонное оцепенение,
доходящее
тоска о былом, внутреннее
до одури. Лесков
подчеркивает
беспокойство;
это такой деталью:
« Катерина Ивановна начнет зе-
вать со скуки..»;
«..посидит, поглазеет..опять ей
зевнется…»;
«..зевала, зевала, ни о чем
опре-
деленном не думала, да и стыдно
ей, наконец, зевать стало».
любовь приходит как игра
со
любовь приходит как мечта,
скуки; во время первой встречи с
как поэзия;
приказчиком Сергеем они соревну- «
все мерещится шепот ка-
ются силой.
кой-то, кто-то так ласково
говорит со мной, точно го-
лубит меня, точно голубь
воркует»
ØНайдите
ключевое слово в I главе. (Скука)
ØСкука и послужила причиной
страсти. Сцена из гл. 3 - чтение.
Игра на галерее у амбаров –
выход энергии, которая
оборачивается страстью; не
силой и дерзостью пленил
Сергей Катерину, а необыкно-
венными словами, которых
так жаждет женское сердце;
никто, никогда так не говорил
с
Катериной.
Задолго до свидания с Борисом
Катерина Кабанова
страдает и
страшится мечты; у нее
есть пред-
ставление о супружеской
верности,
именно
поэтому она страдает
Сцены
первого свидания героинь окрашены народно-песенной стилизацией,
НО
В «Грозе» - это способ душевного
самовыражения
а у Лескова – это своеобразное
клише, которым в совершенстве
владеет приказчик, соблазняя-
ющий хозяйскую жену;
Сергей пользуется песней,
как разменной монетой; сама
К.Л. резко пользуется песен-
ным словом, но , слыша при-
знания Сергея, готова за него
в огонь и в воду
Одна
и та же ситуация приводит героинь
Островского и Лескова к прямопротивоположным
действиям
Катерине Кабановой не дает покоя
сознание греха, раскаяния, вины и
наказания; для Катерины преступить
нравственный закон – грех, она уже
не может жить по совести
а Катерина Измайлова не ведает
греха, не испытывает преград
для
страсти, поэтому устраняет все
препятствия. Так история любви
ста-
новится историей уголовных
преступлений: она не собиралась
убивать свекра, но он стал
первой
помехой ее любви; об этом
Лесков
пишет как о деле будничном
« первое
преступление преобра-
зило
Катерину: она стала ходить
козырем»
не испытывает вины,
не мучает совесть
-«Невмоготу»
Катерине для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые
препятствия, все просто. И Лесков настойчиво подчеркивает звериное,
демоническое начало в своей героине, словно перекликаясь со словами короля из
трагедии Шекспира: «Я
смею все, что смеет человек, и только зверь на большее способен».
-Подтвердите текстом упоминание
автора о зверином начале (гл.5, гл.8, гл.15).
Гл.5. «И
к утру умер он [Борис Тимофеевич], и как раз так, как умирали у него в амбарах
крысы.
Гл.8
«...Зиновий Борисович…страшно рванулся…, как зверь, закусил зубами его [Сергея]
горло.
Гл.15.
«Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкую плотицу, и
обе более уже не показались»
3. Прочитайте эпиграф к повести? В
чем его смысл?
«Первую
песенку, зардевшись спеть». ( поговорка)
Человек, совершающий
преступление, переступает через собственную совесть. Начинать страшно, а потом
уже и страха нет совсем.
Сергей становится
тонким режиссером мценской трагедии:
-Убийство
купцаЗиновия Измайлова совершено помимо воли Сергея, хотя и спровоцировано
им;
- Второе убийствоотличается
особой жестокостью, которую Катерина Львовна демонстрирует и перед мужем
, и перед любовником – убийство совершается хладнокровно; спокойно и педантично смывает кровь;
-
Психологическое состояние преступников после убийства выражено Лесковым
красноречиво и лаконично: « Губы Сергея дрожали, и самого его
била лихорадка. У Катерины Львовны только уста были холодные»
Неожиданно в доме
появляется наследник. И вот это появление мальчика подчеркивает всю
глубину падения Катерины Львовны и Сергея.
4. В чем своеобразие развязки?
Их две:
- Разоблачение, суд, наказание
- Развязка любви Катерины
Львовны
5. Как меняется поведение Катерины
Измайловой после суда?
Ответы
учащихся.
Она
впадает в состояние оцепенения. Лесков подчеркивает разрушительную силу
безудержной страсти: она убивает даже материнскую любовь.
????Как Лесков показывает пробуждение
чувства вины в Катерине?
(гл.15,
«И вдруг из одного переломившегося вала показывается синяя голова Бориса
Тимофеевича, из другой выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головой
Федей. Катерина Львовна хочет припомнить молитву и шевелит гуммами, а губы ее
шепчут: «как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой
смертью с бела света людей спроваживали»)
ØОпределите различия в трагической
развязке судеб героинь Островского и Лескова.
Катерина Львовна винит в
случившемся Сергея и Сонетку
Катерина Кабанова
только
себя
Самоубийство Катерины
Львовны ничего не изменило
и ее не вытащили из воды
монолог
Катерины Кабановой-
порыв к свободе, покаяние;
это изменило жизнь в Калинове;
Катерину вытащили из воды
Гибель Катерины в «Грозе» -
«луч света в темном царстве»;
Катерина Измайлова – плоть от
плоти « темное царство».
III.Обобщение
по уроку
Вспоминая о своей
работе над повестью, Лесков писал:
«
Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал
при малейшем шорохе…Это были тяжелые минуты, которые мне не забыть никогда».
Вернемся к
началу урока. Ни Добролюбов, ни Писарев не представляли себе, что будет, когда
самые низы «сорвутся с цепей» и развернутся во всю ширь своей проснувшейся
натуры. Будет страшно. Придет не апофеоз свободы, а цепь зловещих злодеяний. И
пророчество, и предупреждение. Так заглядывает Лесков в ХХ век.
VI.
Домашнее задание
Комментариев нет:
Отправить комментарий